В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования», принятого 26 июня 2021г., в Законе «Об образовании» в п. 19-2 дано определение лиц (детей) с особыми образовательными потребностями.
Cогласно определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к детям с особыми образовательными потребностями (ООП) относятся:
- дети с ООП в силу неблагоприятных условий: жертвы насилия, мигранты, сироты, из зон военных действий и др. (disadvantages)
- дети с трудностями в обучении (difficulties)
- дети с ограниченными возможностями (disabilities)
В Законе «Об образовании» в п. 50-3 включена норма о психолого-педагогическом сопровождении как системно организованной деятельности, реализуемой в организации образования. Эта норма касается всех детей с особыми образовательными потребностями.
19 февраля 2021 завершился бесплатный Консультационный вебинар по системе оценки потребностей. Вторая часть вебинара была посвящена теме «Реабилитолог и клиент в службах для инвалидов в Финляндии».
Консультационный вебинар предназначен для специалистов Министерства труда и социальной защиты населения, Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения, руководителей управлений социальной защиты, образования, здравоохранения, МСЭ, организаций, оказывающих социальные и реабилитационные услуги, профессорско-преподавательского состава кафедр социальной работы.
В процессе вебинара выступили директор ТОО «Центр САТР», д.п.н., профессор Сулейменова Р.А., специалист Финского института здоровья и социального обеспечения Хайди Анттила, социальный работник Тарья Сиппонен, генеральный директор компании LivingSkills Oy Кайса Нюберг, консультант по социальной работе из Хельсинки Алена Маркава.
В процессе вебинара выступили Уполномоченный по правам ребенка в РК Аружан Саин, Уполномоченный по правам человека в РК Азимова Э.А., директор ТОО «Центр САТР», д.п.н., профессор Сулейменова Р.А., руководитель проекта Центра персональных вспомогательных устройств Пирканмаа Миля Кольонен, директор по реабилитации больничного округа Центральной Финляндии Улла Коломайнен, генеральный директор компании LivingSkills Oy Кайса Нюберг, консультант по социальной работе из Хельсинки Алена Маркава.
На вебинаре были рассмотрены такие вопросы, как ведение пациентов в здравоохранении и социальном обеспечении, роль муниципалитетов; законодательство Финляндии, касающееся услуг по инвалидности и реабилитации; процесс предоставления персональных вспомогательных средств; составление эффективного плана обслуживания и реабилитации в Финляндии.
С 28 апреля 2020 года при Ресурсном консультативном центре по инклюзивному образованию для вузов РК, созданного ДВПО МОН РК от 05.06.2015 года, начала свою консультативно-методическую деятельность Виртуальная лаборатория инклюзивного образования.
В рамках деятельности Виртуальной лаборатории планируется регулярное проведение онлайн вебинаров с участием ведущих отечественных и зарубежных специалистов. На вебинарах будет представлен лучший теоретический и практический опыт включения людей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс.
Целевая группа: преподаватели, докторанты, магистранты и студенты вузов, администрация и педагоги дошкольных, школьных, технических и профессиональных организаций образования
29 апреля 2020 года в 15.00 был проведен первый вебинар на тему «Инклюзивное образование в Казахстане: эволюция и перспективы развития». Спикер: Сулейменова Роза Айтжановна, генеральный директор ТОО «САТР», доктор педагогических наук, профессор.