Пилотный проект "Я слышу"

Уважаемые родители!

В Алматы стартовал пилотный проект "Я слышу", направленный на раннее выявление и коррекцию нарушений слуха у детей.
Этот проект реализуется в рамках подписанного Меморандума о взаимном сотрудничестве между КГУ «Управление общественного здравоохранения города Алматы», Общественным фондом «Добровольное общество «Милосердие», Частным Благотворительным Фондом «Аяла» и Центром САТР.
Проект направлен на совершенствование системы аудиологического скрининга в родовспомогательных организациях, организациях первичной медико-санитарной помощи, клинических больницах города Алматы и раннее выявление нарушений слуха у детей.
Почему это важно?
Слух играет ключевую роль в развитии речи и когнитивных навыков ребёнка. Нарушения слуха, оставаясь незамеченными, могут привести к серьёзным последствиям, включая задержку речевого и интеллектуального развития. Если проблемы не выявляются и не корректируются в первые месяцы жизни, это значительно усложняет последующую реабилитацию и адаптацию ребёнка в обществе. Чем раньше начнётся диагностика и лечение, тем выше вероятность, что ребёнок будет развиваться наравне со сверстниками.
________________________________________
Этапы аудиологического скрининга и дальнейшие действия
1. Аудиологический скрининг в роддоме
Скрининг проводится у всех новорождённых в роддоме в первые дни жизни. Процедура безопасна, безболезненна и занимает несколько минут. Она помогает выявить возможные нарушения слуха и определить, нуждается ли ребёнок в дополнительном обследовании.
Возможные результаты:
"Прошёл" — слух в норме, дальнейшего вмешательства не требуется.
"Не прошёл" — необходимо дополнительное уточнение результатов. Это сигнал, что ребёнку требуется пройти повторное обследование (рескрининг).
________________________________________
2. Рескрининг
Если результат скрининга в роддоме был "Не прошёл", ребёнка направляют на повторное обследование (рескрининг) в возрасте 14 дней.
Рескрининг проводится в Центре САТР и также занимает всего несколько минут в состоянии покоя ребенка.
Что нужно сделать:
• Записаться на рескрининг в Центре САТР по телефону +7707787746.
• Прийти в назначенное время с документами и ребёнком по адресу Байзакова 273В.
• Обязательно назвать ID номер, полученный в роддоме (выдается бланк обследования с ID номером).
________________________________________
3. Углублённое обследование слуха
Если после рескрининга результат “не прошел” сохраняется, ребёнка направляют на углублённое обследование, которое проводится в Центре САТР.
Что нужно сделать:
• Записаться на обследование по телефону +7 (727) 3944513, +77075840009
• Взять с собой медицинские документы ребёнка (карта, направление из поликлиники).
• Прийти в назначенное время по адресу Байзакова 273В.
Врачи-сурдологи проведут углубленное обследование слуха вашего ребенка с помощью современного оборудования. После обследования вы получите четкие рекомендации по дальнейшим действиям.
________________________________________
4. Слухопротезирование
При 1-2 степени потери слуха:
Если у ребёнка выявлено нарушение слуха 1 или 2 степени, ему подбирается слуховой аппарат. Своевременное слухопротезирование — это важный шаг к нормальному развитию речи и слухового восприятия.
Как это происходит:
• Ребёнку подбирают индивидуальный слуховой аппарат.
• Настраивают его в соответствии со степенью потери слуха.
• Родителям предоставляются рекомендации по использованию слухового аппарата и занятиям с сурдопедагогом.
Вы можете обратиться в ОФ “Добровольное Общество “Милосердие” за помощью в приобретении слухового аппарата для детей прошедших обследование в рамках проекта «Я слышу».
Контакты фонда: Телефон: +7 727 267 66 46, Вебсайт: https://detdom.kz/

3-4 степень потери слуха:
Вам необходимо оформить документы для получения слухового аппарата за счёт государства через процедуру Медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Как оформить документы:
• Обратитесь в свою участковую поликлинику к лечащему врачу.
• Врач предоставит направление на МСЭ.
• На основе заключения МСЭ ваш ребёнок будет включён в список на обеспечение слуховым аппаратом за счёт государственного бюджета.
________________________________________
5. Кохлеарная имплантация (при 3-4 степени потери слуха)
Если у ребёнка подтверждена тяжёлая или глубокая степень потери слуха (3-4 степень), и слуховые аппараты не дают необходимого результата, ему может быть рекомендована кохлеарная имплантация.
Это хирургическая операция, при которой во внутреннее ухо устанавливается устройство для стимуляции слухового нерва.
Основные этапы имплантации:
Консультация и обследование
Запишитесь на консультацию в Городскую клиническую больницу №5:
Адрес: Алматы, проспект Достык, 220
Телефон для записи: +7 727 296 91 27
Во время консультации специалисты проведут дополнительные обследования для подтверждения показаний к кохлеарной имплантации.
Подготовка документов для госпитализации
1. Получите направление на кохлеарную имплантацию у лечащего врача вашей участковой поликлиники.
2. Соберите все необходимые медицинские документы: выписки, результаты предыдущих обследований и другие важные бумаги.
Проведение операции и реабилитация
• Операцию по кохлеарной имплантации выполняют в ГКБ №5 опытные специалисты.
• После операции вашему ребёнку потребуется период реабилитации для настройки импланта и обучения слуху.
• Вы получите необходимую поддержку от команды сурдологов и логопедов.
Преимущества ранней имплантации:
• Успешное развитие речи и языка у ребёнка.
• Возможность общения наравне со сверстниками.
• Улучшение качества жизни и социализация.
Не откладывайте важное решение!
Кохлеарная имплантация — это шанс подарить вашему ребёнку возможность слышать и жить полноценной жизнью.
6. Реабилитация и поддержка
Зачем нужны регулярные занятия с сурдопедагогом после установки слухового аппарата или кохлеарного импланта?
После установки слухового аппарата или кохлеарного импланта начинается не менее важный этап — обучение ребёнка слышать, понимать звуки и развивать речь. Этот процесс требует регулярной работы со специалистом — сурдопедагогом.
Роль сурдопедагога в развитии слуха и речи
Сурдопедагог — это специалист, который помогает ребёнку адаптироваться к новой слуховой реальности и максимально эффективно использовать слуховые возможности. Его задачи включают:
Развитие слухового восприятия
После слухопротезирования ребёнок должен научиться различать звуки: от простых бытовых шумов до сложных речевых сигналов. Сурдопедагог проводит упражнения на распознавание звуков, их идентификацию и различие по высоте, громкости и источнику.
Формирование и развитие речи
Слух и речь взаимосвязаны. Без слухового восприятия ребёнку трудно формировать новые слова и строить фразы. Сурдопедагог помогает ребёнку усвоить правильное произношение, улучшить словарный запас и развивать речевые навыки.
Социальная адаптация
Адаптация к окружающему миру требует навыков коммуникации и понимания социальных сигналов. Сурдопедагог учит ребёнка применять слуховые и речевые навыки в повседневной жизни: в общении со сверстниками, в семье и в школьной среде.
Основные этапы работы с сурдопедагогом
1. Первые занятия (после слухопротезирования):
o Обучение восприятию звуков (узнавание новых звуков, их классификация).
o Упражнения на концентрацию слуха и внимания.
o Постепенное введение речевых упражнений.
2. Этап развития речи:
o Проработка правильного произношения.
o Расширение словарного запаса через игры, чтение и специальные упражнения.
o Развитие понимания сложных речевых конструкций.
3. Социальная адаптация и поддержка:
o Использование речи в общении с окружающими.
o Обучение поведению в различных социальных ситуациях (в школе, в играх с друзьями).
Как часто нужны занятия с сурдопедагогом?
На начальном этапе занятия должны проходить регулярно (2-3 раза в неделю), в зависимости от возраста ребёнка и его индивидуальных потребностей. Постепенно частота может уменьшаться, но поддерживающие сессии необходимы на протяжении всего периода адаптации.
Результаты регулярных занятий
• Ребёнок учится распознавать звуки и воспринимать речь.
• Постепенно развивается его собственная устная речь.
• Улучшается его способность общаться, понимать собеседников и выражать свои мысли.
• Формируется уверенность в себе и желание общаться со сверстниками.
Почему важно начать как можно раньше?
Чем раньше начнётся работа со слухом и речью, тем быстрее ребёнок адаптируется и начнёт использовать свои слуховые возможности на полную. Ранняя работа с сурдопедагогом значительно повышает шансы на успешное развитие речи и социализацию ребёнка.
Без регулярных занятий и поддержки специалистов даже самые современные технологии не смогут дать ребёнку все возможности полноценного слуха и речи. Обратитесь за поддержкой к профессионалам, и вы увидите, как ваш ребёнок постепенно открывает для себя мир звуков и слов.
Если у вас есть вопросы о занятиях с сурдопедагогом или реабилитации, вы можете обратиться к специалистам Центра САТР или вашему врачу сурдологу за дальнейшей информацией.
________________________________________
Дополнительная информация о важности раннего выявления нарушений слуха
Ранняя диагностика и вмешательство критически важны для нормального развития ребёнка. Исследования показывают, что если слуховые аппараты или кохлеарная имплантация устанавливаются до 6 месяцев, у ребёнка есть все шансы развиваться наравне со сверстниками. Это позволяет ему:
• Осваивать речь без отставания.
• Легко общаться со сверстниками и взрослыми.
• Посещать обычные школы и сады.
Позднее выявление нарушений слуха приводит к тому, что дети могут столкнуться с изоляцией, задержками развития и трудностями с обучением. Поэтому аудиологический скрининг должен стать обязательной частью обследования каждого новорождённого.
Благодаря проекту “Я слышу” родители могут получить полное сопровождение — от скрининга до реабилитации — и обеспечить своему ребёнку здоровое будущее.